👍 +1 👎 |
Иррациональные уравненияРешить уравнение sqrt(5-x)=x^2-5. Возвел в квадрат, получил уравнение 4-ой степени, решить не смог.
математика обучение
Смолин Игорь
|
👍 +1 👎 |
Обозначьте через t=sqrt(5-x), тогда ур-е приобретет вид t = (t^2-5)^2 — 5. Далее следует вспомнить как решаются уравнения вида t=f(f(t)).
|
👍 +1 👎 |
Сделал эту замену, опять получил уравнение 4-ой степени, которое тоже не могу решить. Может, я чего не понял?
|
👍 0 👎 |
Многочлен f(f(t) — t всегда делится на многочлен f(t) — t. Факт!
|
👍 0 👎 |
Не могли бы вы прислать ссылку на доказательство этого факта?
|
👍 +1 👎 |
Теорема. Если многочлен f(t) не равен тождественно t, то многочлен
f(f(t))—t делится на многочлен f(t)—t. Лемма 1. Всякий корень многочлена f(t)-t является также корнем многочлена f(f(t))—t. Доказательство. Пусть b — корень многочлена f(t)-t. Тогда f(b)-b=0, f(b)=b, f(f(b))=f(b)=b, f(f(b))—b=0. Если у многочлена f(t)—t нет кратных корней, то леммы 1 достаточно для доказательства теоремы. Если же кратные корни есть, то требуется более сильная лемма 2. Лемма 2. Всякий корень кратности k многочлена f(t)-t является также корнем кратности, не меньшей, чем k, многочлена f(f(t))—t. Доказательство. Пусть b — корень кратности k многочлена f(t)-t. Тогда многочлен f(t)-t делится на (t-b)^k: f(t)-t=(t-b)^k*g(t), где g(t) — некоторый многочлен. Имеем: [m]f(t)=t+(t-b)^k g(t)[/m], [m]f(f(t))=f\bigl(t+(t-b)^k g(t)\bigr)=[/m] [m]=\bigl(t+(t-b)^k g(t)\bigr)+\Bigl(\bigl(t+(t-b)^k g(t)\bigr)-b\Bigr)^k h(t)=[/m] [m]=t+(t-b)^k g(t)+\bigl(t-b+(t-b)^k g(t)\bigr)^k h(t)[/m], где через [m]h(t)[/m] обозначен многочлен [m]g\bigl(t+(t-b)^k g(t)\bigr)[/m]. Далее: [m]f(f(t))-t=(t-b)^k g(t)+\Bigl((t-b)\bigl(1+(t-b)^{k-1} g(t)\bigr)\Bigr)^k h(t)=[/m] [m]=(t-b)^k g(t)+(t-b)^k\bigl(1+(t-b)^{k-1} g(t)\bigr)^k h(t)=[/m] [m]=(t-b)^k\Bigl(g(t)+\bigl(1+(t-b)^{k-1} g(t)\bigr)^k h(t)\Bigr)[/m], из чего видно, что b — корень кратности, не меньшей, чем k, многочлена f(f(t))—t. |
👍 0 👎 |
Спасибо.
|
👍 +2 👎 |
, легко получить такой многочлен [m]g(a,b)[/m], что [m]f(a)-f(b)=(a-b)g(a,b)[/m].
Теперь, взяв [m]a=f(t), b=t[/m], получим требуемую делимость. Далее, взяв [m]a=f(f(t)), b=f(t)[/m] и т.д., получим, что не только [m]f(f(t))-t[/m] делится на [m]f(t)-t[/m], но и вообще, что [m]f(f\dots(f(t))\dots)-t[/m] делится на [m]f(t)-t[/m]. |
👍 0 👎 |
Вы думаете, что школьник это осилит?
|
👍 0 👎 |
Думаю, да. Эта задачка не сложнее предлаганмых в тренировочных вариантах С4-С6 ЕГЭ.Те школьники, которые написали ЕГЭ 80 баллов и выше (6600 человек), вполне могут справиться и справляются даже в условиях дефицита отведенного времени.
|
👍 +1 👎 |
Игорь, посмотрите внимательно на полученные два уравнения относительно х и относительно t. Как отличаются коэффициенты?
|
👍 +17 👎 |
Можно решить это уравнение и по-другому.
|
👍 +2 👎 |
Де-а-а-а-а-а.... А какой смайлик обозначает открытый рот, который не может закрыться?
|
👍 0 👎 |
Это по поводу №10 Татьяны Дмитриевны
|
👍 0 👎 |
Браво, Татьяна Дмитриевна!
Помню, как испытал щенячий восторг, когда впервые увидел этот прием. |
👍 0 👎 |
Аплодисменты, переходящие в овацию. Очень красиво.
|
👍 +10 👎 |
А можно и просто "по-школьному"
|
👍 +2 👎 |
То, что показала Татьяна Дмитриевна, есть стандартный прием, его иногда называют приемом искусственной параметризации. В данном случае вводим параметр а-5, решаем уравнение относительно а — оно квадратное, затем вспоминаем, что а=5, получаем квадратные уравнения относительно х, решение как у Татьяны Дмитриевны.
Мой совет был : раз Игорь получил уже два уравнения 4-ой степени относительно х и t увидеть, что коэффициенты при четных степенях совпадают, а при нечетных отличаются знаком. Следовательно, х= -t т.е. х=-sqrt(5-x), получаем один корень ( с учетом ОДЗ), понижаем степень исходного уравнения 4-ой степени, получаем второй корень. |
👍 0 👎 |
Круто! Мне всегда было инетресно каким образом ученик средней школы до этого додумается.
|
👍 +2 👎 |
То, что я советовал Игорю — сравнить два уравнения 4-ой степени, это сделала девочка 9-го класса, точнее Физтех -лицея. Ее отец сказал ей в шутку, все равно ты дура, потому поступай не в МФТИ, а в МГЛУ. Там она в тесте по английскому сделала 6 ошибок, никто из преподавателей не смог показать такой уровень. Когда поступила, те же преподаватели выяснили, что английского она практически не знает. Она ответила, что сдавала она не язык, а тест. Для "математика-физика" любой тест-это упражнение на логику отметать чего не может быть.
|
👍 +1 👎 |
Решать, решать и еще раз решать, причем долго и упорно, и совершенно самостоятельно. Если в течении нескольких дней такого труда, что-то не решилось посмотреть, как это делают в книге или у нас на форуме. Тогда уж, однажды увиденный, прием не забудешь до конца жизни.
|
👍 +2 👎 |
Спасибо всем. Я даже не ожидал. Буду переваривать.Но у меня есть еще задачи.
|
👍 +1 👎 |
Советую учебники Шарыгина, Голубева.
|
👍 +1 👎 |
Степени, деление степеней
|
👍 0 👎 |
Квадратичная форма
|
👍 0 👎 |
5 класс. математика. Автор Алдымуратова
|
👍 +1 👎 |
Система нелинейных уравнений
|
👍 0 👎 |
Функциональное уравнение
|
👍 +2 👎 |
Какая последняя цифра числа 2017 в 4207-ой степени?
|