👍 0 👎 |
Иррациональная задачаНенулевые числа a и b удовлетворяют равенствуa^2*b^2(a^2*b^2 + 4) = 2(a^6 + b^6).Докажите, что хотя бы одно из них иррационально.
Вот эта задача, за которую внук получил двойку. Эта задача входила в его именное домашнее задание. Поэтому ее в классе не разбирали. К учителю внук подходить не хочет. Тоо говорит думать надо. Я хоть и решал в свое время уравнения в частных производных в этой задаче у меня никаких идей. Прошу помочь. |
👍 0 👎 |
На первый взгляд ничего (если не использовать сильно нешкольную, и даже не второшкольную, теорию), кроме нудной и безыдейной задачи на элементарные свойства делимости не вижу. Предположить обратное и тупо получить противоречие.
А потом подойти в учителю и попросить предъявить какое-то более разумное доказательство либо подтвердить, что оно ему неизвестно. |
👍 0 👎 |
Без делимости тоже можно, причем проще. Достаточно явно выразить a через отношение k = b/a.
|
👍 0 👎 |
Прямое следствие №3 — особенно забавно выглядит, если №3 не рассказать и сразу выписать результат: 0 = Прав. часть — Лев.часть = (a^4 — 2b^2)(2a^2 — b^4)
|
👍 0 👎 |
Уравнения в частных производных здесь не помогут.
Мне кажется, что должно быть что-то похожее на доказательство иррациональности корня из 2. Знает ли Ваш внук доказательство иррациональности корня из 2? Нужно знать и понимать это доказательство. А иррациональнось корня из 7 может доказать? Итак, рассуждаем от противного. Допустим, что оба числа a и b — рациональные. Тогда каждое из них можно представить в виде несократимой дроби: (1) a = p/q, (2) b = r/s, где p, q, r, s — целые числа. Вместо a и b подставим в исходное уравнение p, q, r, s по формулам (1) и (2). Получим уравнение в целых числах (причём p и r — ненулевые). Нужно доказать, что уравнение не имеет решений в целых числах. Рассмотрим случай, когда все числа p, q, r, s — нечётные. Придём к противоречию (но может быть, и не придём). Рассмотрим следующий случай, и так далее. Если хотя бы в одном из случаев не придём к противоречию, то придётся действовать более хитро. Вместо чётности/нечётности будем рассматривать остатки от деления на 3. Допустим, что p и q дают 1 в остатке при делении на 3, а r и s дают 2 в остатке при делении на 3, и так далее. Но теперь придётся рассматривать гораздо больше случаев. |
👍 0 👎 |
Рассмотреть исходное выражение как уравнение от двух переменных. Его корни +-sqrt(2) и +-sqrt(2)/
|
👍 0 👎 |
Задача действительно из разряда ни уму, ни сердцу.
Из симметрии очевидно , что искомые числа можно искать в виде a=|b|, тогда далее все совсем элементарно находится. Можно было бы усложнить задачу: доказать , что во всех парах a,b хотя бы одно число иррационально. Автор задачи-Агаханов. |
👍 0 👎 |
Можно, но это не будет решением задачи
|
👍 0 👎 |
В условии задачи сказано "Докажите, что хотя бы одно из них иррационально."
Внук первый раз осмелился спорить с учителем. Сказал, вот найдены два иррациоеальных числа-это и есть решение задачи. Учитель опять сказал, иди думай еще. Что не так? Прочитав все, что здесь написано, я догадывюсь. Но хочу пойти в школу и сказать . Каков вопрос, таков ответ. |
👍 +1 👎 |
Юрий Маркович, если найдены два иррациональных числа, удовлетворяющих уравнению — это не доказательство, потому что из этого ещё не следует, что не найдётся пары рациональных чисел, которые также будут решением (если не доказана единственность).
Ну, например, для уравнения a-b=0 можно взять любые совпадающие иррациональные числа, и это будет решением. Но можно ведь взять и рациональные. |
👍 0 👎 |
А чем не нравится решение, например, из №3?
|
👍 +1 👎 |
Хочу вступиться за задачу и её автора.
Вот если бы речь шла о том, чтобы разложить многочлен на множители — наверное, нареканий не было бы? Понятно, что это полезное умение, и задачи на эту тему вполне оправданны. А здесь дополнительно к этому нужно ещё сообразить, как обращение в нуль полученных сомножителей связано с иррациональностью операндов. И это тоже важное умение: увидеть связь, казалось бы, далёких друг от друга понятий. Умение взглянуть на задачу с нестандартного ракурса (и порадоваться установленной неожиданной связи) — очень важно для человека творческого, в какой бы области он ни применял свои способности. |
👍 0 👎 |
Есть общеизвестные (но не школьнику) штатные способы разложения на множители любого многочлена на неприводимые множители. Но применять их при ручном, некомпьютерном, счете глупо.
Есть методы наколенные — это творчество в чистом виде. Вот только непонятно, насколько такое творчество целесообразно. Не говоря уже о том, что ни один человек не сможет творчески разложить все [подсунутые ему] многочлены малой степени и с малыми коэффициентами — так что к творчеству примешивается лотерея "удалось — не удалось". Наконец, есть некий набор многочленов, которые полезно уметь раскладывать на множители. Входит ли многочлен из старт-поста в этот список — большой вопрос. Да и можно обойтись без разложения на множители, в данном конкретном случае. |
👍 0 👎 |
Исходное выражение симметрично, ранее уже обсуждался вопрос о разложении симметрических многочленов, включая разложение на несимметрические множители с применением неопределенных множителей. В данном случае [m]({{a}^{4}}-2{{b}^{2}})({{b}^{4}}-2{{a}^{2}})=0[/m], откуда [m]{{(\frac{{{a}^{2}}}{b})}^{2}}=2[/m] ,
[m]{{(\frac{{{b}^{2}}}{a})}^{2}}=2[/m]. Теперь ясно, что хотя бы одно из чисел a, b иррационально. Я привел выше два числа a,b, равные корню из двух. Сознательно. И правильно, что внук Ю.М. стал спорить с учителем. И прав, по моему Ю.М. , формулировку задачи можно понимать по разному. Внук защищал свой ответ , как он понял вопрос. Задача учителя разъяснить ученику возжные разные формулировки, а не говорить, что тот не решил задачу. |
👍 0 👎 |
Квадратичная форма
|
👍 +2 👎 |
Убойная задача по геометрии
|
👍 0 👎 |
НОК и НОД
|
👍 0 👎 |
Параметры
|
👍 +1 👎 |
Частные производные
|
👍 +1 👎 |
Сколько производных
|