👍 +1 👎 |
Задача на делимостьУважаемые преподаватели, помогите, пожалуйста, решить задачу:
Натуральные числа m и n таковы, что m>n, m не делится на n и имеет от деления на n тот же остаток, что и m+n от деления на m-n. Найдите отношение m:n. Я, естественно, написал: m=na+r, m+n=(m-n)b+r. Кручу по-всякому с этой системой, но никак не могу выудить оттуда искомое отношение. Подскажите хотя бы направление мысли! Спасибо. |
👍 +1 👎 |
Рассмотрите n+m-r и задумайтесь
а) На что это число делится, б) Насколько оно большое |
👍 0 👎 |
Торможу. Ну, делится m+n-r на m-n и на n. И что? Насколько оно большое — по сравнению с чем? Например, оно меньше 2m. И что это даёт?
|
👍 +2 👎 |
n+m-r делится на n и m-n
Если m<=2n, то n<n+m-r<3n, следовательно оно равно 2n Тогда m-n=r и при делении на него не может быть остатка r. Значит m>2n Тогда n+m-r<3(m-n), т.к. 4n<2m Значит n+m-r=2(m-n), т.к. m-n на n по условию не делится. Отсюда m=3n-r, m+n-r=4n-2r делится на n, отсюда r=n/2. Значит m=5k, n=2k |
👍 +1 👎 |
Либо можно, конечно, просто алгебраически, если вам так милее
Подставить выражение m через n во второе соотношение, перенести все с n в одну часть, rb в другую и получить соотношение. Нетрудно понять, что b достаточно небольшое, иначе будет отрицательное число слева. Дальше просто |
👍 0 👎 |
Да, понятно, но при а=1 там b сокращается и неясно, почему оно небольшое.
|
👍 +1 👎 |
Прошу прощения, понял до конца. Если а=1, то из первого уравнения имеем r=m-n, а в силу второго r<m-n — противоречие.
|
👍 0 👎 |
Из равенства m+n=(m-n)b+r вычтем равенство m=na+r, получим
n=(m-n)b+r-na-r; n=(m-n)b-na; n=mb-nb-na; mb=n+nb+na; mb=n(1+b+a); m:n=(1+b+a):b; m:n=1+(1+a):b; Теперь нужно подобрать a и b так, чтобы (1+a):b не было бы целым числом (ведь m не должно делиться на n нацело). Но этого ещё не достаточно. Пробуем взять самые маленькие числа: a=1, b=3. Тогда m:n=1+(1+1):3=5/3. Пусть, например, m=5 и n=3. Имеем: 5 = 3 + 2, 5+3 = (5-3)*3 + 2. Не получилось, так как равенство 8=2*3+2 хоть и верное, но на самом деле, 8 делится на 2 без остатка (остаток равен не 2, а 0). |
👍 0 👎 |
Это все к чему?
|
👍 0 👎 |
Что значит к чему? К задаче.
Предлагаю способ решения задачи: подобрать a и b так, чтобы (1+a):b не было бы целым числом и чтобы далее тоже всё получилось. Я не давал гарантии, что на этом пути мы быстро получим ответ, но попробовать можно. |
👍 +2 👎 |
Хотелось бы решение задачи увидеть наглядно.
Чтобы рисовать наглядные графики, желательно, чтобы эти графики были непрерывными линиями (или хотя бы кусочно непрерывными). С этой целью обобщим операцию деления с остатком на произвольные положительные вещественные числа. Делимое и делитель — произвольные положительные вещественные числа. Неполное частное — число целое, как и раньше. Остаток — вещественное неотрицательное число, строго меньшее делителя. Зафиксируем m. Чтобы дальнейшие записи были более краткими, положим m=1, это не будет ограничивать общность. Задача теперь формулируется следующим образом. Найти такое положительное вещественное число n, меньшее 1, чтобы остаток от деления m на n (то есть остатку от деления 1 на n) равнялся остатку от деления m+n на m-n (то есть остатку от деления 1+n на 1-n). На рисунке красным цветом показан график зависимости от n остатка от деления m на n. Остаток равен нулю в точках 1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, ... . Между соседними нулями функция линейно убывает от n до нуля. Угловые коэффициенты отрезков равны -1, -2, -3, -4, -5, -6, ... . Зелёным цветом показан график зависимости от n остатка от деления m+n на m-n. Прежде, чем нарисовать график, нужно было найти нули этой функции: m+n=(m-n)b+r, m+n=(m-n)b+0, 1+n=(1-n)b+0, 1+n=b-nb, n+nb=b-1, n=(b-1)/(b+1). Подставляя b = 1, 2, 3, 4, 5, 6, ..., получаем n = 0, 1/3, 2/4, 3/5, 4/6, 5/7, ... . Между соседними нулями функция линейно возрастает от 0 до 1-n. Формула: r = m+n-(m-n)b = 1+n-(1-n)b = (1+b)n+1-b. Угловые коэффициенты отрезков равны 2, 3, 4, 5, 6, 7, ... . Видим, что красный и зелёный графики имеют единственную общую точку (если учитывать условие r>0): точку пересечения прямых r=1-2n и r=3n-1. Находим n: 1-2n = 3n-1, 5n = 2, n = 2/5, откуда m:n=5/2. |
👍 0 👎 |
Планиметрия, 9 класс
|
👍 +1 👎 |
Дан квадрат со стороной 1. Из каждой вершины…
|
👍 0 👎 |
Прогрессия
|
👍 0 👎 |
Система из трех уравнений
|
👍 0 👎 |
Математика, система.
|
👍 +1 👎 |
Найти величину и направление градиента
|