СПРОСИ ПРОФИ
👍
+2
👎 26

Преподавания русского языка как иностранного

Здравствуйте,уважаемые профессионалы.
Мне нужна ваша помощь.У меня к Вам два вопроса:
Как объяснить иностранцу,что в предложении:"Я хочу, чтобы ты приехал" -глагол прошедшего времени с суффиксом -Л- используется в значении будущего.
Второй вопрос:
Специалисты знают,что иностранцы не могут ставить падежные вопросы,поэтому падежи объясняются по ситуациям.
Мне затруднительно объяснить разницу между дательным и винительным падежами в том случае,когда оба падежа указывают направление.
Д.п. Иду к врачу. Иду по улице.
В.п Еду в город. Пошел в банк.
В книжках написано,что объект дательного п. — это адресат,винительного п. — прямой объект.Но здесь тонкая грань,иностранцы путаются,так как поставить вопрос,особенно на начальном этапе им очень сложно.А с предлогами они еще плохо работают,не знают,где их использовать.
Заранее благодарю за любую помощь и подсказку.
русский язык РКИ обучение     #1   02 окт 2016 07:45   Увидели: 153 клиента, 51 специалист   Ответить
👍
+2
👎 2
Вы привели примеры, где винительный падеж тоже обозначает косвенный объект (в предложном сочетании). Прямой объект — это только винительный падеж без предлога. Так что разница между значениями винительного и дательного в ваших примерах непринципиальна, это всё косвенные объекты. Мне кажется, на первых порах лучше всего, следуя принципу коммуникативности, просто давать наиболее употребительные конструкции (конкретный глагол плюс падеж с предлогом) для запоминания и доводить их употребление до автоматизма. Можно, конечно, дать некоторые обобщённые значения, но в трудных случаях всё равно придётся обращаться к словарю. Мы ведь запоминаем в английском сочетания глаголов с предлогами (at, in, on, to и пр.), не всегда отвечающие логике нашего языка, и ничего страшного :)

Что касается "хочу, чтобы ты приехал", то там нет будущего времени. Если присмотреться, можно увидеть, что исторически это сослагательное наклонение (пришёл бы, купил бы), где частица вошла в состав союза "чтобы". Отсюда и форма глагола на -л. Не уверена, что иностранцу нужны эти знания: возможно, они будут его запутывать, но вам виднее. Гораздо полезнее для него понимание, что в сложноподчинённом предложении, где в главной части употреблено сказуемое со значением волеизъявления (хотеть, мечтать, попросить, нужно, необходимо), в придаточном изъяснительном следует употреблять именно союз "чтобы", а не "что". А также надо разграничивать такие случаи: "Он сказал, чтобы вы пришли/Он сказал, что вы пришли". Ведь, как я понимаю, вашим ученикам надо именно общаться на русском, а не углубляться в его дебри :)
👍
+2
👎 2
Ольга Александровна,огромнейшее Вам спасибо за разъяснение,вы потратили уйму времени,еще раз благодарю от всей души.
В дебри русского языка я не лезу,стараюсь объяснять как можно проще.Я, объясняя прошедшее время глагола,прошу заучить,что в прошедшем времени есть суффикс -Л-. И когда мы строим простые предложения,к примеру, о желаниях ученика,ему непонятно причем тут суффикс -Л-,если он говорит о том,что еще не произошло.Ученики знают как образуется будущее время совершенного и несовершенного вида и поэтому строят такие предложения,которые некоим образом не вписываются в русскую речь.
О насчет падежей у меня проблема с одной ученицей,которая все время путает окончания дательного и винительного падежей. Вот она говорит:" Иду к врачА, вместо к врачу,отмечая,что и в дательном и винительном -направление.Поставить вопрос самостоятельно не может. Самый легкий падеж для нее предложный,никаких проблем с окончаниями -Е- , -И-.
Я думаю,может мне нужно больше работать с каждым предлогом+существительное конкретно, а не с каждым падежом,смешивая предлоги, и доводить это дело,как вы говорите, до автоматизма.
  #3   04 окт 2016 21:02   Ответить
👍
+2
👎 2
Каждый предлог плюс конкретное существительное — тоже вариант на раннем этапе при небольшом словарном запасе или если у ученика повторяется проблема с определёнными словами. Однако я бы не избегала системности и важных обобщений, необходимых при изучении языка: например, стоит запомнить, что предлог "к" — предлог именно дательного падежа, это нужное знание о грамматике русского языка. Только на простом заучивании форм слов без понимания падежно-предложной системы все-таки далеко не уедешь :)

В глаголах суффикс -л именно при том, что так образуется не только прош. время, но и сослагательное наклонение, которое мы видим в вашем примере. Да, действие ещё не произошло, но оно вовсе не обязательно произойдет в будущем. Оно вообще не имеет времени и лежит в другой плоскости — мыслится как желаемое, и это одно из значений сослагательного наклонения, которое существует в очень многих языках, поэтому иностранцам должно быть понятно. А грамматическое выражение СН в русском языке — форма на -Л и частица бы, которая в данном случае "прячется" в союзе чтобы. Но повторюсь, что не знаю, насколько нужно сейчас вашему иностранцу это объяснение, всё зависит от его целей и уровня :)
👍
+3
👎 3
Ольга Александровна,я безмерно вам благодарна. Вы учитель от Бога!
Я уже Вас считаю своим репетитором!
И еще, с Днем учителя Вас и всех преподавателей,читающих форум "Ваш репетитор". Здоровья Вам, терпения и творческих успехов в вашей нелегкой работе.
  #5   05 окт 2016 11:00   Ответить
👍
+3
👎 3
Спасибо вам за такие приятные слова и поздравление!
Очень рада, что помогла вам! Надеюсь, в будущем смогу ещё что-то полезное подсказать. :)
👍
0
👎 0

После ЧТОБЫ всегда следует глагол в прошедшем времени, это правило.
ПО поводу падежей. Приставки К и ПО после себя требуют дательный падеж. В случае винительного падежа это ситуацию движения к месту — это всегда винительный падеж.

Задайте свой вопрос по русскому языку
профессионалам

Сейчас онлайн 75 репетиторов по русскому
Получите ответ профи быстро и бесплатно

Другие вопросы на эту тему:

👍
+2
👎 22

Знаки препинания   2 ответа

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в предложении "Он вошел в город и остановился на площади и высоко в руке держал сиявшую звезду" не нужны запятые? Разве вошел, остановился, держал не однородные сказуемые, соединённые посторяющимся союзом И?
  28 апр 2017 09:50  
👍
+5
👎 54

Уважаемые коллеги, прошу помощи с русским языком   4 ответа

Мало практики с преподаванием продвинутого уровня русского языка иностранцам. Впала в ступор: не знаю как правильно объяснить разницу между "Как красиво!" и "Так красиво!". Или разница только в интонации? В перерытых учебниках и интернетах ничего такого не показывают. Премного благодарна.
  10 июн 2013 23:26  
👍
+1
👎 11

Открытый банк заданий   1 ответ

Здравствуйте, уважаемые преподаватели! Я уже не первый раз нахожу на Вашем сайте ответы на свои вопросы, так что хочу еще раз поблагодарить тех, кто отвечает на форуме.
Вопрос касается ОГЭ по русскому языку и литературе. Могут ли в экзаменах встречаться задания не из открытого банка ФИПИ? По литературе, например, некоторых произведений вообще нет в открытом банке, значит ли это, что по ним можно не готовиться? И еще. Обязательно ли изложения в…
  15 апр 2016 13:47  
👍
+1
👎 14

Помогите пожалуйста егэ!   4 ответа

Вот в К2 то есть в комментарии могут ли придраться и снизить балл,за то, что плохо построены предложения или бедный словарный запас . ТАКЖЕ В к4 ТО ЕСТЬ В АРГУМЕНТАХ МОГУТ ЛИ ПОСТАВИТЬ 2 БАЛЛА ,ХОТЯ ЕСТЬ ВСЕ 3 и они подходят, но жизненный аргумент,по мнению эксперта, выдуман?
  20 июн 2014 16:14  
👍
+1
👎 11

Падежные окончания существительных   1 ответ

Почему в слове "будущее" во всех падежах в окончание буква "е", а в творительном "и" (будушим)?
👍
−1
👎 -10

Синтаксический разбор   0 ответов

Синтаксический разбор предложений:
Тяжелые,толстые стрелки на огромном циферблате показывали тридцать шесть минут седьмого.
В синеве неба, еще не потеплевшей после ночи, розовело одно тонкое облачко, и было что то не по-зимнему изящное в его удлиненном очерке.
Шаги не частых прохожих особенно часто звучали в пустынном воздухе, и вдали телесный отлив дрожал на трамвайных рельсах.
Повозка нагруженная огромными связками фиалок, прикрытая…
  12 сен 2013 20:23  
ASK.PROFI.RU © 2020-2024