👍 +1 👎 |
МатрицаДана матрица А 2010 на 2010, каждый элемент которой — либо 1, либо -1, причём в касждой строке единиц чётное число. Найти на какие числа делится detA из промежутка 2001-2021
математика обучение
Александр 2 курс
|
👍 0 👎 |
Совершенно очевидно без всякой математики , что этот определитель делится на 2^2010. Но может быть и еще на что-то.
|
👍 +3 👎 |
(1) Вопрос в старт-посте поставлен некорректно.
Всевозможных матриц, удовлетворяющих указанным в старт-посте условиям, очень много. Разве у них у всех одинаковый определитель? Если определители могут быть разными, то можно задать вопрос либо так: а) на какие числа определитель ОБЯЗАТЕЛЬНО делится?, либо так: б) на какие числа определитель МОЖЕТ делиться? (2) Среди матриц, удовлетворяющих указанным в старт-посте условиям, есть матрицы с определителем, равным нулю. Ноль делится на любое число. Если получится доказать, что у каждой такой матрицы определитель равен нулю, то вопрос будет решён полностью, и моё замечание (1) о необходимости различать "ОБЯЗАТЕЛЬНО" и "МОЖЕТ" снимается. Но пока мне не верится, что у всех таких матриц определитель 0. (3) Комментарий к #2. Мне не очевидно, что "этот определитель делится на 2^2010". (4) Ещё один комментарий к #2. Число 2^2010 не попадает в промежуток 2001-2021. |
👍 0 👎 |
Это задача студенческой олимпиады МФТИ. Я кое-что перепутал. Из промежутка 2^2001-2^2021. В другом варианте доказать, что есть деление на 2^2009.
|
👍 0 👎 |
А если первую строку сложить с остальными?
|
👍 +1 👎 |
2^2010 и будет ответ. На 2^2009 видно из сложения первой строки с остальными, тогда можно все строки кроме первой после этого поделить на 2 и рассматривать матрицу только из 0 и 1, где в каждой строке нулей чётно (модули изначальной матрицы и этой отличаются в 2^2009 раз). Далее, заметим, что можно (безболезненно для модуля определителя) привести эту (новую) матрицу к верхнетреугольной, просто вычитая и переставляя строки. Теперь заметим, что при таком алгоритме сумма чисел в каждой строке будет чётна, что гарантирует чётное число в последней строке, последнем столбце после применения этого алгоритма (отсюда имеем, что определитель новой матрицы — чётный). Осталось только соорудить матрицу из 0 и 1, у которой модуль определителя равен 2. Это можно сделать так: первая строка заполняется 1, во второй строке 1 только на втором и 2010 месте, в 3ей строке 1 на 3 и 2010 месте, ..., в 2007 строке 1 на 2007 и 2010 месте, в 2008 строке 1 на 2008 и 2009 месте, в 2009 строке 1 на 2008 и 2010 месте, в 2010 строке 1 на 2009 и 2010 месте, остальные 0. Из приведения к верхнетреугольной видно, что она подходит.
Вроде нигде не наврал? |
👍 0 👎 |
Значит определитель делится и на2^2009(что стало очевидно после прибавления первой строки к остальным)и на 2^2010(что для меня совсем не чевидно). Спасибо за помощь.
|
👍 0 👎 |
В моём решении есть пара мелких неточностей, но их легко исправить. Если Вам очень нужно — подумайте, что и как).
|
👍 −1 👎 |
Очевидно после сложения строк с первой detA=2^2009detB, далее не так сложно показать, что detB=0(mod2), значит делится на два, значит detA делится на 2^2010. Ранее я указал, что это очевидно, но очевидно не из математических соображений, а психологических, зря я кроме Физтеха учился в специальных учебных заведениях.
|
👍 −1 👎 |
Нет, не зря меня научили узнавать ответы.
|
👍 0 👎 |
"А если первую строку сложить с остальными?" (Б-М Кругликов, #5)
"...видно из сложения первой строки с остальными..." (Дружков Константин Павлович, #6) А в каких специальных учебных заведениях учат изъясняться таким языком? Мне были бы понятны такие фразы: (а) к первой строке прибавить вторую, (б) ко второй строке прибавить первую, (в) к первой строке прибавить все остальные строки, (г) ко всем строкам (кроме первой) прибавить первую строку. Это всё РАЗНЫЕ действия. Было бы хорошо, если бы участники форума изъяснялись на понятном языке. А просто "сложить первую строку с остальными" — это непонятно. Ну, сложим. А дальше что будем делать с получившейся строкой-суммой? Напишем её на стене? или на потолке? И почему участники дискуссии отказываются уточнить, какую задачу обсуждают? (См. #3, замечание (1).) Это что? Неуважение к собеседникам? Неуважение к другим посетителям форума? Или (боюсь предположить) непонимание того, что имеются две РАЗНЫЕ задачи? Может быть, имеет место и непонимание разницы в действиях (а) и (б) над матрицами? И непонимание разницы в действиях (в) и (г) над матрицами? |
👍 0 👎 |
Если буквально понимать условие задачи (как в математике и должно быть в идеале), то задача будет третьей: найти всевозможные подмножества данного множества [m]{2^2001, 2^2002, ..., 2^2021}[/m] такие, что для них существует матрица A указанного вида, определитель которой
|
👍 0 👎 |
Прошу прощения, сообщение отправил случайно оборванным и с неверно набранным ТЕХом, так что перепишу его сюда:
Если буквально понимать условие задачи (как в математике и должно быть в идеале), то задача будет третьей: найти всевозможные подмножества данного множества [m]\{ 2^{2001}, 2^{2002}, ..., 2^{2021} \}[/m] такие, что для них существует матрица A указанного вида, определитель которой делится на элементы этого подмножества, но не на элементы исходного множества, не являющиеся элементами подмножества. Однако, интуиция подсказывает, что авторы хотели увидеть решение другой задачи, в которой надо найти максимальное по включению подмножество, на элементы которого делится определитель каждой из матриц указанного вида. Её я и обсуждал. (Среди трёх возможных, у одной слишком очевидное решение — Вы его приводили, а третью можно обсудить отдельно, если окажется, что именно она имелась в виду). Про фразы, которые Вам были бы понятны: Ваши пункты (а) и (б) очевидно отношения к смутившей Вас формулировке не имеют. Странно тогда, что Вы не выписали вообще все фразы, которые Вам понятны. Речь шла (надеюсь Вы и так это понимали) про (г). Надеюсь, Вам стало чуточку понятнее. |
👍 0 👎 |
Изменения в расписании ОГЭ
|
👍 0 👎 |
Олимпиадная задачка
|
👍 0 👎 |
Разбиение промежутка
|
👍 0 👎 |
Теория Графов
|
👍 +1 👎 |
Корректно ли поставка олимпиадной задачи??
|
👍 0 👎 |
Объясните пожалуйста характеристику Эйлера
|